Главная » Статьи » Педагогам |
МКОУ «Харанжинская СОШ»
Творческий отчет «Организация и проведение уроков физкультуры» учителя физкультуры Оспагамбетовой О.В
Физкультура и здоровье
Главное богатство человека – здоровье. Самое приоритетное желание – иметь крепкое здоровье. Здоровье – это такое психическое и физическое состояние организма человека при котором он обладает высокой длительно сохраняющейся работоспособностью, испытывает при этом полное удовлетворение и оценивает это свое состояние как одно из проявлений счастья. На здоровье человека влияют некоторые факторы, зависящие и не зависящие от нас. Ученые выделяют несколько факторов, определяющих состояние индивидуального здоровья: - биологические факторы (наследственность)-20% - окружающая среда (природная, техногенная, социальная, экология)-20% - индивидуальный образ жизни, привычки и поведение, микросоциальная среда-50% - здравоохранение-10% Как видно из перечисленного, основное значение имеет образ жизни, а образ жизни каждый выбирает себе сам. Что входит в понятие образ жизни? - материальное благополучие - условия жизни - условия труда - условия быта - условия отдыха - взаимоотношения с близкими и т.д. Ответственность человека за свое здоровье ложится на него самого и полностью зави- сит от того какой образ жизни ведет человек. Здоровый -исключающий вредные привыч- ки, с правильным режимом труда и отдыха или с наличием вредных привычек и т.д. Формирование здорового образа жизни и его закрепления начинается с раннего детства и самый большой период охватывает школьные годы и подростковый период, потому что именно в этом возрасте идет физическое, психологическое, половое развитие чело- века. Основной составляющей системы здорового образа жизни в подростковом возрасте яв- ляется режим работы и отдыха. Режим работы и отдыха включает следующие состав-ляющие: - занятия в школе - подготовка к занятиям - домашняя работа - личное время - сон Следование правильному режиму дня позволит учащимся укрепить здоровье, добиться успехов в учебе, в физическом и духовном развитии. Среди занятий в школе, свое место занимают и уроки физической культуры. Занятия физкультурой способствуют физическому развитию учащихся, укреплению здо- ровья, разрядке, вовлечению учащихся в спортивные секции, способствуют отвлечению учащихся от вредных привычек. Уроки физкультуры дисциплинируют учащихся, развива- ют чувство коллективизма, воспитывают стремление к улучшению результатов, воспи – тывают волю к победе и т.д. На своих уроках стараюсь донести до учащихся мысль, что занятия физкультурой должны быть систематическими, не должны ограничивать- ся только уроками, но должны выполняться и дома (утренняя гимнастика, специальные комплексы упражнений). Чтобы уроки не вредили здоровью важно правильно распреде – лить нагрузку на уроке, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, согласно методическим рекомендациям и программам. Занятия провожу по плану урока, который составляю заранее с учетом метеоусловий и программы. Уроки проводятся три раза в неделю. Третий час (дополнительный) используется для проведения спортивных и подвижных игр. Урок делю на четыре основных этапа:
Основные этапы урока
организационный этап
Построение Перекличка Проверка наличия Сообщение темы спортивной формы и задач урока
разминка
Повороты в шеренге Бег: в умер. темпе; с Упр.для восстановлен. Упр.для профилакти- и ходьба в колонне изменен. направления дыхания ки плоскостопия
В нач. кл.- игры на внимание («Капитаны!» и т.д.)
ОРУ
основной этап
Овладение ЗУН Закрепление ЗУН Совершенствование ЗУН
заключительный этап
Общее построение Подведение итогов урока
Каждый этап урока имеет свою протяженность во времени. Подготовительная часть урока физической культуры продолжается 8-15 мин. и ставит целью: организацию класса, постепенное введение учащихся в занятия. Основная часть урока продолжается 20-25 мин. и ставит своей целью решение главных педагогических задач. Назначение этой части урока направлено на овладение учебным материалом программы. Так, первыми выполняются упражнения, намеченные к изучению. Затем следуют упражнения, требующие повышенной точности движений. Эмоциональные и интенсивные упражне- ния выполняются к окончанию основной части урока. Заключительная часть (3-5мин.) должна обеспечить правильное завершение урока и подготовить переход к последующей учебной деятельности. В этой части урока подводим итоги урока, отмечаю ошибки, даю задание на дом, отмечаю лучших учащихся. При выставлении оценок в первую очередь учитываю выполнение нормативов, но если ребенок активно занимается, у него есть улучшение в результатах, то такому ребенку нельзя ставить неудовлетворительную оценку. Случаи неподготовки учащихся к уроку крайне редки. Разминку начинаю с поворотов на месте в шеренге, затем провожу ходьбу в колонне, затем переход на бег. Использую раз- личные виды бега: с ускорением, с изменением направления, бег спиной вперед, бег с высо- ким подниманием колена и т.д. Слежу за правильностью постановки стопы во время бе-га, осанкой, работой рук, за правильным дыханием. Затем выполняем упражнения для профилактики плоскостопия (ходьба на носках, пят- ках, на внешней и внутренней стороны стопы). В младших классах включаю игры на внимание (« Капитаны!», «Великаны и гномы» и т. д.). Затем выполняем комплекс обще- развивающих упражнений. Комплексы упражнений разнообразны, но всегда присутст – вуют упражнения: наклоны и вращения туловищем, махи руками и ногами, приседания. Сложность упражнений возрастает с возрастом учащихся. В старших классах упраж – нения сложнее, или подбираю специальные упражнения иначе будет не интересно на занятиях. С учащимися младшего возраста провожу разминку сама, показываю упражн – ения, акцентирую внимание учащихся на последовательности упражнений, их названии, подачи команд. Делаю это для того, чтобы дети могли запомнить упражнение и впос – ледствии могли проводить разминку на уроках сами. Средние и старшие классы проводят разминку сами (если не разучиваем нового комплекса упражнений). Я слежу за правиль - ностью выполнения упражнений, их дозировкой и последовательностью. Чаще всего для проведения разминки делю класс на две группы (мальчики и девочки), они расходятся на разные половины зала, становятся в круг и по порядку друг за другом выполняют упраж- нения из комплекса ОРУ (один показывает упражнение, все вместе – выполняют, потом следующий показывает и т. д.). Так же в средних и в старших классах учащиеся прово – дят разминку следующим образом: назначаю заранее учащегося, который на следующем уроке будет проводить разминку. На уроке за проведение разминки – ставлю оценку. Это дисциплинирует учащихся, они стараются подготовиться и провести разминку на высо – ком уровне и получить хорошую оценку. Результаты такого проведения разминок пора - жают. Дети, которые на других уроках «рта не раскроют», а при проведении разминки подавали правильные и четкие команды. Но есть и негативные проявления: ответствен- ные на других урока дети, оказывались не готовы к проведению разминки.
Типы уроков
В своей работе использую различные типы уроков. Тип урока определяется задачами. По целевой направленности уроки подразделяются на вводные, изучение нового материала, повторение (совершенствование), комбинированные, общей физической подготовки, учетные, самостоятельной, физической и двигательной подготовки. Каждый тип урока имеет своеобразную структуру.
Нельзя установить раз и навсегда неизменную структуру урока. Учитель физической культуры должен уметь среди многообразных типов уроков находить наиболее рацио – нальную структуру. Вводные уроки провожу в начале четверти при, изучении нового раздела программы. На вводном уроке говорю о физкультурной форме, сообщаю основные требования к школь – никам по физкультуре, провожу беседу о спортивных новостях летнего времени(в I чет – верти), сообщаю ученикам о предстоящих спортивных соревнованиях. На вводном уроке проверяю физическую подготовленность школьников. Уроки изучения нового материала посвящаю сообщению ученикам неизвестных знаний, формированию новых умений. Основное внимание на уроках этого типа отводится изуче- нию учебного материала программы. Уроки повторения направлены на совершенствование ранее изученного материала, дос- тижение высокого уровня двигательной подготовленности учеников, углубление и закреп- ление пройденного. Такие уроки нередко предшествуют учетным. На этих уроках уча – щихся обучаю выполнению упражнений в изменяющихся условиях(в игровой деятельнос ти, на местности) и различных сочетаниях последовательности. Комбинированные уроки сочетают в себе изучение нового, повторение и совершенст – вование изученного на предыдущих занятиях. Они имеют наибольшее распространение, гибки и вариативны по структуре. Уроки общей физической подготовки. В связи с тем, что в настоящее время наметилась тенденция к специализации уроков физической культуры в школе (урок гимнастики, уроки легкой атлетики, спортивных игр и др.), появилась необходимость выделить в специальный тип урок общей физической подготовки. Такой урок провожу с целью преимущественного решения задач общего мышечного и физического развития учеников, повышения работоспособности занимающихся. В эти уроки входят различные общеразвивающие упражнения, естественные виды движений человека (бег, прыжки, метание, лазание, перелезание и др.), подвижные и спортивные игры. Они не носят четкой предметной направленности. Уроки общей физической подготовки более характерны для учащихся начальных клас – сов, они обеспечивают создание разносторонней двигательной базы для последующих уг лубленных занятий в отдельных видах спорта. Первая часть такого урока вводит зани – мающихся в двигательную деятельность, способствует постепенному повышению фи – зиологической нагрузки. Учетные уроки (проверочные) провожу после изучения части( раздела, темы) програм- мы в конце четверти. Они направлены на выявление успеваемости и подготовленности учеников (выполнение нормативов), проверку усвоения знаний, умений и навыков. Учет – ный урок может быть проведён в виде спортивного соревнования с соблюдением основ – ных требований, предъявляемых к соревнованиям. Уроки самостоятельной физической подготовки провожу несколько раз в году. Они ставят задачи научить учеников самостоятельно заниматься физическими упражне- ниями с учетом индивидуальных особенностей, правильно определять дозировку, регу- лировать нагрузку, оценивать воздействие упражнений на организм. Каждый ученик самостоятельно выбирает для себя упражнения общей физической подготовки, упраж- нения на развитие физических качеств. Разбившись по парам, тройкам школьники совер- шенствуют технику выполнения упражнений, в которых чувствуют себя недостаточно уверенно. При проведении занятий по спортивным играм обязательно провожу учебные игры. Такие уроки помогают развитию физических качеств, обучают техники и тактики игры. На таких уроках совершенствуются полученные ранее навыки. Эти уроки носят и воспитательный характер. Они воспитывают волю к победе, чувство коллективизма, ответственность. При составлении команд учитываю физическое состояние учащихся, их освоение приемов игры и распределяю сильных ребят в обе команды вместе со слабыми игроками или компенсирую разницу лишним игроком. В смешанных классах, где занимаются и мальчики и девочки учебные игры провожу раздельно, т.е мальчики с мальчиками, а девочки с девочками, иногда составляю смешанные команды или девочки играют против мальчиков. Свободных учащихся привлекаю к судейству, подсчету результатов. Использую различные формы проведения занятий. Широко использую соревновательный метод, провожу уроки- соревнования. Например: при выполнении упражнения-прыжки в длину с места. Класс по команде «На первый- второй расчитайсь» делится на две команды.У каждой команды своя метка с нормами выполнения упражнения, где уже по прыжку видно, какую оценку ученик заработал (оценка-очко). Чья команда набирает больше очков та и выиграла. Учащиеся заинтересованы в выигрыше своей команды, поэтому все стараются выполнить упражнение как можно лучше. При сдаче норматива по прыжкам в длину с места пользуюсь традиционным методом проведения зачета. Каждый выполняет три прыжка (три попытки) по готовой разметке, оценку выставляю по лучшему результату (результат фиксируется). Иногда поручаю учащимся фиксировать результаты друг друга и могу попросить поставить оценку за прыжки. Я внимательно слежу за объективностью оценок, их соответствие результатам. С нормами знакомлю на самом первом занятии по прыжкам в длину с места, повторяя их на каждом уроке, поэтому учащиеся прекрасно знают какому результату какая оценка соответствует. В начальных классах провожу уроки-сказки. «Поход в лес», «Мальчик с пальчик», «Волшебник Ким», «Маша и Даша» и т.д. Урок-тренировка способствует развитию двигательных качеств, совершенствованию приемов игры, развивает физические качества учащихся. Также в своей работе использую различные формы обучения. Формы обучения зависят от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Формы обучения подразделяются по разным основаниям: по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления.
Формы обучения
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие с одним учеником (работа с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной группе; работа с отстающими и т.д). В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах (группы мальчиков и девочек; по номерам; по уровню подготовленности и т.д). Фронтальная форма обучения предполагает работу сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами (бег 100м.; бег 60м.; бег 30м. и т.д). При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками (передача мяча в парах через сетку; ОРУ в парах и т.д). Что бы представить свою работу, предлагаю несколько планов проведения уроков.
План-конспект урока физкультуры 3 класс Задачи:
Оборудование: свисток, секундомер, мяч. Место проведения: спортплощадка.
Организационный этап(3мин.) Построение и перекличка, сообщение задач урока. Разминка(12-15мин.) Ходьба перекатом с пятки на носок, на носках, на пятках(руки за головой). Разминочный бег 200м. ОРУ в движении
Упражнения на растягивание
Основная часть(20мин.) Бег 20м. Упражнения выполняются по 1 разу. Рекомендации по выполнению: следить за частотой выполнения упражнения, за амплитудой, за движениями рук, за наклоном спины, за постановкой стопы на опору.
Обучение переходу от стартового разбега к бегу по дистанции
Методические указания - вначале нужно обучать свободному бегу по инерции по прямой дистанции на отрезках 15-20м. Обращать особое внимание на обучение умению переходить от бега с максимальной скоростью (на сколько возможно) к свободному бегу, не теряя скорости. Игра «Фигуры» (с ловлей мяча). Играющие становятся в круг, а водящий – в середину круга. У него в руках маленький мяч, который по сигналу он начинает бросать игрокам, а те кидают ему обратно или перебрасывают кому-нибудь другому. Игрок, не поймавший мяч, принимает позу, при которой ему не удалось это сделать. Так он стоит до тех пор, пока кто-нибудь не выручит его: бросит мяч, а он поймает. Только тогда он становится в то положение, в котором стоял в начале игры. Выигрывает тот, кто ни разу не водил. Заключительная часть (5мин.) Упражнения на расслабление
Построение, подведение итогов урока.
План урока 10 класс (девушки) Легкая атлетика Задачи урока
Дети на урок физкультуры идут охотно, основная часть учащихся проявляет активность и старание. Я, со своей стороны, стараюсь создать на уроке все условия для успешного обучения. Стараюсь разнообразить формы работы, оказываю поддержку детям, у которых что- то не получается, подскажу как добиться лучших результатов, не забываю хвалить за успехи, но и не приветствую нарушителей дисциплины и уклоняющихся от работы учеников. За время, что веду уроки физкультуры, на моих уроках не было серьезных травм у учащихся. Требую от детей соблюдения техники безопасности, регулярно провожу инструктажи, веду журнал по ТБ. Конечно - опыт приходит с годами, но и сейчас есть свои наработки, приемы. Большую помощь в работе оказывает методическая литература, опыт других учителей физкультуры. Никогда не стесняюсь подойти и спросить, если что-то не понятно. Делимся между собой методической литературой, опытом, знаниями.
В своей работе использую следующую методическую литературу и пособия:
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1385 | |
Всего комментариев: 0 | |